Наряду с сетью государственных музеев школьные музеи являются хранителями бесценного фонда историко-культурного наследия. Они создавались опытными педагогами и в некоторых школах уже несколько поколений воспитываются на примере ушедших героев и простых людей, внесших свой неоценимый вклад в деле процветания «малой» родины, нашей страны.
Музейная педагогика - это педагогика открытой среды. Она не ограничена стенами музея и наиболее эффективно проявляет себя в условиях содружества школьного музея, единения культурно-досуговых и образовательных учреждений, создания педагогически целесообразно организованного культурного пространства.
29 марта 2022 года в МБУДО «РЦДО» собрались участники РМО руководителей музеев и комнат Боевой Славы образовательных организаций Кировского муниципального района на семинар-практикум «Нравственно-патриотическое воспитание учащихся средствами музейной педагогики». Каждую образовательную организацию сегодня отличают свои ценностные ориентиры, свои направления работы музея или комнат Боевой Славы , это место, которое объединяет единой целью детей разных учебных возможностей: от одаренных интеллектуалов до школьников с особыми образовательными потребностями. Любое воспитание должно носить системный характер. Реализация системы нравственного воспитания невозможна без знания традиций своей Родины, своего края.
В первой части семинара-практикума руководителем музея Н.В. Матюшовой педагогам РМО был представлен опыт работы литературно-краеведческого музея им. Е. Г. Кежовой «Героям жить в делах живых» МБУДО «РЦДО» по теме «Нравственно-патриотическое воспитание учащихся средствами музейной педагогики». Далее участникам семинара было предложено отправиться маршрутом «Педагогического экспресса», с помощью которого педагоги выполнили ряд заданий на экспозиции музея. Обменялись опытом применения современных педагогических технологий, ориентированных на нравственно-патриотическое воспитание школьников средствами музейной педагогики.
Вторая часть семинара – практикума была посвящена знакомству с музейными формами работы в Кировской центральной библиотеке. Рассказ Л.Ю. Терешенковой, библиотекаря МКУК «ЦМБ» Кировской центральной библиотеки носил не только информационный характер, но и содержательный, наглядный показ форм работы в мини-музее «Русская изба», а также знакомство с историей создания музея.
Невозможно воспитать чувство патриотизма, следовательно, полноценную личность, без уважения к национальной культуре и декоративно-прикладному творчеству своего Отечества.
Изделия декоративно-прикладного искусства. раскрывают перед детьми богатство культуры народа, помогают им усвоить нравы, обычаи, передаваемые от поколения к поколению, учат понимать и любить прекрасное.
Педагог дополнительного образования МБУДО «РЦДО» А.И. Маслова провела для участников РМО мастер-класс «Пасхальная кукла-оберег». Участники мастер-класса познакомились с историей возникновения куклы-оберега, рассмотрели ее разновидности и способы изготовления, изучили традиции, связанные с их изготовлением и использованием. Процесс изготовления куклы предусматривал особые правила: все должны были полностью сосредоточиться на процессе изготовления куклы с позитивным настроем. Педагогом была проделана предварительная работа по подбору тканей, лент, кружев и ниток. Каждый участник продемонстрировал свое мастерство и неповторимость создаваемого образа.
В заключение руководители музеев и комнат Боевой Славы пришли к единому решению, что для реализации нравственно-патриотического воспитания необходимо соблюдение некоторых очень важных условий:
-повышение уровня самообразования педагогов – руководителей музеев, комнат Боевой Славы образовательных учреждений, владение современными образовательными технологиями, формами работы. В этом помогут различные методические мероприятия: консультации, семинары-практикумы, деловые игры, показ открытых занятий, работа творческих групп и т. д.;
- создание предметной развивающей среды для детей в условиях пространства музея – это и стенды, отдельные экспонаты, презентации, рисунки, картины и т.д., содержащие материал по ознакомлению с городом, людьми, событиями края, страной, государственной символикой;
- организация активного взаимодействия с семьями детей;
- привлечение и объединение совместных усилий всех участников образовательного процесса - педагогов, родителей, учреждений социума (музеи, школы, библиотеки, др.) может привести к эффективному результату в нравственно - патриотическом воспитании.
Хочется поблагодарить всех, кто принял участие в семинаре-практикуме.