Документ, по определению ГОСТ - это материальный объект с информацией, закрепленной созданным человеком способом для ее передачи во времени и пространстве, а с юридической точки зрения, представляет собой одну из форм права.
Важно не только знать, как правильно составить и оформить документ, но и уметь организовать работу с ним.
Во многих случаях документирование является обязательным, предписывается законом и является средством укрепления контроля и законности деятельности учреждения, его подразделений и всех должностных лиц.
Таким образом, в работу с документами в любом учреждении в той или иной степени вовлечены все работники, независимо от того, к какой категории они относятся. Различие заключается только в характере работы с документами.
От технологии организации работы с документами и от качества создаваемых документов зависит не только оперативность и эффективность работы, но и общие показатели результатов деятельности педагога в частности и учреждения в целом.
Планирование своей деятельности педагог осуществляет посредством разработки учебной документации, которая в свою очередь помогает грамотно организовать занятия, рационально использовать учебное время, эффективно отслеживать результаты.
Главным правилом является то, что при разработке учебной документации всех уровней педагог должен руководствоваться нормативными документами и инструкциями Министерства образования и науки, а так же Уставом образовательного учреждения.
Существует большое количество видов учебной документации, которые условно можно разделить на две группы: первую – основную и вторую – дополнительную.
К основной учебной документации относятся:
- Дополнительная образовательная программа;
- УМК;
- Программа индивидуальной работы;
- План воспитательной работы;
- Расписание;
- Списки обучающихся;
- Медицинские справки о допуске обучающихся к занятиям;
- Заявление от родителей;
- Личные дела обучающихся;
- Журнал учета работы педагога дополнительного образования в объединении;
- Диагностические исследования;
- Материалы итоговой аттестации обучающихся;
В деятельности педагога дополнительного образования эта документация имеет первостепенное значение и должна предшествовать началу образовательного процесса.
Дополнительная учебная документация:
- Материалы по работе с родителями;
- Материалы по работе с одаренными детьми;
- Материалы самообразования;
- Инструктажи;
- Материалы досугово-развивающих мероприятий (сценарии мероприятий).
- Портфолио педагога (данные руководителя кружкового объединения);
- Протоколы родительских собраний;
- Реклама объединения (статьи, буклеты, публикации)
- Карта мониторинга деятельности педагога дополнительного образования (статистический отчет; творческий отчет);
- Творческие достижения обучающихся (грамоты, дипломы, фото, видео материалы);